ChessMint - ведущая онлайн-платформа для изучения шахмат. Мы предлагаем профессиональные шахматные курсы, более 1.000.000 шахматных задач, возможность играть онлайн с игроками со всего мира, обучение с гроссмейстерами, интерактивные уроки, видеокурсы, тактические тренажеры, анализ партий с помощью искусственного интеллекта. Изучите правила шахмат онлайн бесплатно на ChessMint.
1. Шахматная доска и её расположение
Структура шахматной доски
Шахматная доска представляет собой квадратное игровое поле, состоящее из 64 клеток
(полей), расположенных в виде квадрата 8×8. Клетки окрашены в два контрастных цвета — обычно
светлые (белые) и темные (черные или коричневые) клетки чередуются как по горизонтали, так
и по вертикали, создавая характерный шахматный узор.
Правильное расположение доски
Согласно официальным правилам ФИДЕ (Международной шахматной федерации), шахматная доска должна
располагаться между игроками таким образом, чтобы ближайшее к каждому игроку угловое поле
справа было белым. Это правило часто запоминают по простой мнемонической формуле:
"белое поле справа" или "белая клетка в правом углу".
💡 Важное правило для начинающих
Если вы сели за шахматную доску и видите черную клетку в правом нижнем углу — доска расположена
неправильно! Переверните её на 90 градусов. Белая клетка всегда должна быть справа от вас,
независимо от того, какими фигурами (белыми или черными) вы играете.
Координаты шахматной доски
Для обозначения клеток на шахматной доске используется алгебраическая система координат.
Каждая клетка имеет уникальное буквенно-цифровое обозначение:
Вертикали (столбцы) обозначаются латинскими буквами от a до h слева направо (с точки зрения игрока белыми фигурами)
Горизонтали (ряды) обозначаются цифрами от 1 до 8 снизу вверх
Таким образом, каждая клетка имеет обозначение, состоящее из буквы и цифры, например: e4, d5, a1, h8
Примеры координат важных клеток
a1 — левый нижний угол для белых (место начальной позиции белой ладьи)
h1 — правый нижний угол для белых (белое поле!)
e1 — начальная позиция белого короля
d1 — начальная позиция белого ферзя
e4, d4, e5, d5 — центральные клетки доски (самые важные в стратегии)
a8, h8 — углы доски со стороны черных
Линии на шахматной доске
В шахматной терминологии существует несколько типов линий на доске, которые играют важную
роль в стратегии и тактике:
Вертикали
Вертикаль — это линия из восьми клеток, идущая от одного края доски к другому
перпендикулярно позиции игрока. Всего на доске 8 вертикалей (a, b, c, d, e, f, g, h).
Контроль вертикалей, особенно открытых (на которых нет пешек), является важным стратегическим
элементом игры, так как по ним могут действовать ладьи и ферзи.
Горизонтали
Горизонталь — это линия из восьми клеток, идущая параллельно позиции игрока
слева направо. Всего на доске 8 горизонталей (1-я, 2-я... 8-я). Первая и вторая горизонтали
для белых — это позиции фигур и пешек в начале партии, седьмая и восьмая горизонтали для черных
выполняют ту же функцию.
Диагонали
Диагональ — это линия из клеток одного цвета, идущая под углом 45 градусов.
По диагоналям ходят слоны и ферзи. Самые длинные диагонали на доске состоят из 8 клеток
(a1-h8 и h1-a8). Существуют также короткие диагонали из 2, 3, 4, 5, 6 и 7 клеток.
⚠️ Важная особенность диагоналей
Каждый слон в начале партии стоит на диагонали определенного цвета и всю партию может ходить
только по клеткам этого цвета. Поэтому один слон называется белопольным
(ходит по белым клеткам), а другой — чернопольным (ходит по черным клеткам).
Это означает, что один слон никогда не сможет попасть на клетки, контролируемые другим слоном
того же цвета.
Центр доски и фланги
В шахматной стратегии особое значение имеет центр доски — четыре центральные
клетки e4, d4, e5, d5. Фигуры, расположенные в центре или контролирующие центр, имеют максимальную
активность и влияние на игру. Расширенный центр включает также клетки c3, d3, e3, f3, c6, d6, e6, f6.
Фланги — это боковые части доски. Различают:
Ферзевый фланг — вертикали a, b, c, d (левая сторона доски для белых)
Королевский фланг — вертикали e, f, g, h (правая сторона доски для белых)
2. Ведение партии
Начало партии — кто ходит первым
Согласно международным правилам шахмат, партию всегда начинают белые фигуры.
Это дает белым небольшое начальное преимущество, известное как "преимущество первого хода" или
"темповое преимущество". Статистически, на высоком уровне игры белые выигрывают немного чаще,
чем черные, именно благодаря праву первого хода.
Как определяется, кто играет белыми
В турнирных партиях цвет фигур определяется:
Жребием — перед началом партии (например, один игрок прячет в руках белую и черную пешки, другой выбирает руку)
Турнирной таблицей — в официальных турнирах цвет фигур определяется заранее по специальной системе жеребьевки, обеспечивающей равное количество партий белыми и черными для всех участников
Чередованием — в матчах из нескольких партий игроки чередуют цвет фигур
Порядок ходов
Игроки делают ходы по очереди, строго поочередно. После того как белые сделали
свой ход, право хода переходит к черным, затем снова к белым, и так далее до конца партии.
Пропускать ход нельзя — если у игрока есть возможность сделать легальный ход,
он обязан его сделать.
🎯 Что такое "ход" в шахматах
Ход — это перемещение одной фигуры с одной клетки на другую согласно правилам
движения этой фигуры. Один ход делает только один игрок. Исключение составляет рокировка —
специальный ход, при котором одновременно передвигаются король и ладья, но это считается одним ходом.
Полный ход и полуход
В шахматной терминологии различают:
Полуход (или просто "ход") — одно перемещение фигуры одним из игроков
Полный ход — пара последовательных полуходов: ход белых и ответный ход черных
Например, когда говорят "на десятом ходу белые сделали...", имеют в виду десятый полуход белых,
то есть белые уже сделали 10 ходов, а черные — 9 или 10 (в зависимости от контекста).
Выполнение хода
Ход считается завершенным:
В партии с живыми фигурами — когда игрок, переместив фигуру, отпустил её на новой клетке и убрал руку
При взятии — когда взятая фигура удалена с доски, своя фигура поставлена на новую клетку, и игрок убрал руку
При рокировке — когда игрок, переместив обе фигуры (короля и ладью), убрал руку от доски
При превращении пешки — когда новая фигура поставлена на поле превращения и игрок убрал руку
В онлайн-шахматах — когда игрок подтвердил свой ход (обычно кликом мыши или касанием)
Время на обдумывание
В официальных партиях используется шахматный контроль времени. Существует несколько
основных форматов контроля времени:
Классический контроль
Обычно 90 минут на первые 40 ходов, затем 30 минут до конца партии с добавлением 30 секунд на
каждый ход начиная с первого хода. Такие партии могут длиться 4-6 часов и дольше.
Rapid (Рапид)
Быстрые шахматы с контролем времени от 10 до 60 минут на всю партию для каждого игрока.
Популярные форматы: 15 минут + 10 секунд на ход, 25 минут + 10 секунд на ход.
Blitz (Блиц)
Молниеносные шахматы с контролем времени от 3 до 10 минут на партию. Популярные форматы:
5 минут без добавления времени, 3 минуты + 2 секунды на ход.
Bullet (Пуля)
Сверхбыстрые шахматы с контролем времени менее 3 минут. Популярные форматы: 1 минута без
добавления, 1 минута + 1 секунда на ход, 2 минуты + 1 секунда.
💡 Совет начинающим
Для изучения правил и развития стратегического мышления лучше всего начинать с классического
контроля времени или вообще без ограничения времени. Быстрые шахматы требуют не только знания
правил и стратегий, но и хорошо развитой интуиции, которая приходит с опытом.
Просрочка времени
Если время игрока истекло (просрочка времени или "флаг упал"), и противник
имеет теоретическую возможность поставить мат при любой, даже самой слабой игре, партия
считается проигранной просрочившим время игроком. Если у противника недостаточно фигур для
мата (например, остался только король или король и конь), партия признается ничьей.
Запись партии
В официальных турнирах игроки обязаны вести запись партии — записывать все
сделанные ходы в специальный бланк. Запись партии необходима для:
Разрешения спорных ситуаций
Последующего анализа игры
Исторического архива партий
Определения трехкратного повторения позиции
Подсчета правила 50 ходов
Поведение во время партии
Правила шахмат регламентируют не только перемещение фигур, но и поведение игроков:
Запрещено отвлекать или мешать сопернику (разговоры, шумные действия, жесты)
Запрещено анализировать партию на другой доске во время игры
Запрещено покидать игровую зону без разрешения арбитра
Мобильные телефоны должны быть выключены или в режиме "без звука"
⚠️ Нарушение правил поведения
За нарушение правил поведения арбитр может вынести предупреждение, а при повторном нарушении —
засчитать поражение нарушителю. В онлайн-шахматах использование компьютерных программ для
подсказки ходов (читерство) наказывается блокировкой аккаунта.
3. Фигуры и их расположение
Комплект шахматных фигур
Каждый игрок начинает партию с набором из 16 фигур одного цвета (белые или черные):
1 Король (♔/♚) — самая важная фигура
1 Ферзь (♕/♛) — самая сильная фигура
2 Ладьи (♖/♜) — сильные фигуры для контроля вертикалей и горизонталей
2 Слона (♗/♝) — фигуры для контроля диагоналей
2 Коня (♘/♞) — единственные фигуры, которые могут "перепрыгивать" через другие
8 Пешек (♙/♟) — самые многочисленные фигуры, "пехота" шахматной армии
Начальная расстановка фигур
Фигуры расставляются на доске в строго определенном порядке. Правильная начальная позиция
критически важна для корректного ведения партии.
Первая горизонталь (для белых) и восьмая (для черных)
На крайних горизонталях (1-я для белых, 8-я для черных) фигуры расставляются симметрично
от краев к центру:
По углам — ладьи (a1 и h1 для белых, a8 и h8 для черных)
Рядом с ладьями — кони (b1 и g1 для белых, b8 и g8 для черных)
Рядом с конями — слоны (c1 и f1 для белых, c8 и f8 для черных)
На оставшихся двух центральных полях — ферзь и король
👑 Правило расстановки ферзя и короля
Ферзь всегда ставится на поле своего цвета:
Белый ферзь — на белое поле d1
Черный ферзь — на черное поле d8
Запоминается просто: "Ферзь любит свой цвет"
Король занимает оставшееся центральное поле:
Белый король — на e1
Черный король — на e8
Вторая горизонталь (для белых) и седьмая (для черных)
Все восемь пешек выстраиваются в ряд на второй горизонтали для белых (a2-h2) и на седьмой
горизонтали для черных (a7-h7). Пешки образуют защитный барьер перед более ценными фигурами.
Полная начальная позиция
Вертикаль
Белые (1-2 ряд)
Черные (7-8 ряд)
a
♖ Ладья (a1), ♙ Пешка (a2)
♟ Пешка (a7), ♜ Ладья (a8)
b
♘ Конь (b1), ♙ Пешка (b2)
♟ Пешка (b7), ♞ Конь (b8)
c
♗ Слон (c1), ♙ Пешка (c2)
♟ Пешка (c7), ♝ Слон (c8)
d
♕ Ферзь (d1), ♙ Пешка (d2)
♟ Пешка (d7), ♛ Ферзь (d8)
e
♔ Король (e1), ♙ Пешка (e2)
♟ Пешка (e7), ♚ Король (e8)
f
♗ Слон (f1), ♙ Пешка (f2)
♟ Пешка (f7), ♝ Слон (f8)
g
♘ Конь (g1), ♙ Пешка (g2)
♟ Пешка (g7), ♞ Конь (g8)
h
♖ Ладья (h1), ♙ Пешка (h2)
♟ Пешка (h7), ♜ Ладья (h8)
Проверка правильности расстановки
Чтобы убедиться, что фигуры расставлены правильно, проверьте:
Доска расположена так, что в правом нижнем углу каждого игрока белое поле (h1 для белых, a8 для черных)
Белый ферзь стоит на белом поле d1, черный ферзь на черном поле d8
Короли стоят напротив друг друга на вертикали "e"
Ферзи стоят напротив друг друга на вертикали "d"
Все 8 пешек каждого цвета выстроены в ряд перед фигурами
Расстановка фигур симметрична относительно центра доски
⚠️ Частые ошибки при расстановке
Доска повернута неправильно — черная клетка справа вместо белой
Ферзь и король перепутаны местами — ферзь оказывается не на своем цвете
Кони и слоны перепутаны — нарушается симметрия расстановки
Фигуры белых и черных расставлены неодинаково — должна быть полная симметрия
Названия фигур в начальной позиции
В шахматной литературе и анализе партий фигуры часто называют по их начальному положению:
Ферзевая ладья — ладья на вертикали a (Ra1/Ra8)
Королевская ладья — ладья на вертикали h (Rh1/Rh8)
Ферзевый конь — конь на вертикали b (Nb1/Nb8)
Королевский конь — конь на вертикали g (Ng1/Ng8)
Белопольный слон — слон, который ходит по белым полям
Чернопольный слон — слон, который ходит по черным полям
🎮 Начните играть в шахматы онлайн на ChessMint
Изучили правила? Отлично! Теперь применяйте знания на практике. Играйте против компьютера с
настраиваемым уровнем сложности, соревнуйтесь с игроками со всего мира, решайте тысячи
шахматных задач и проходите обучающие курсы от гроссмейстеров.
Ход — это перемещение одной шахматной фигуры с одного поля на другое в
соответствии с правилами движения этой фигуры. Ход может включать в себя взятие
фигуры противника, но взятие не является обязательным — игрок сам решает, брать фигуру
противника или нет (за исключением ситуаций, когда это единственный способ уйти от шаха).
Основные правила совершения хода
За один ход можно переместить только одну фигуру (исключение — рокировка, при которой перемещаются король и ладья)
Фигура ходит в соответствии с правилами движения для данного типа фигуры
Нельзя ходить на поле, занятое своей фигурой
Можно взять фигуру противника, если она находится на поле, куда может походить ваша фигура
Нельзя делать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом
Пропускать ход нельзя — если есть легальный ход, его нужно сделать
Взятие фигур
Взятие (или срубить, побить фигуру) происходит,
когда фигура перемещается на поле, занятое фигурой противника. При этом:
Фигура противника снимается с доски
Ваша фигура занимает её место
Взятая фигура выбывает из игры и больше не используется (за исключением некоторых экзотических вариантов шахмат)
Взятие происходит по тем же правилам движения, что и обычный ход данной фигуры
🎯 Важно: взятие не обязательно
Распространенное заблуждение начинающих игроков — если можешь взять фигуру, обязан взять.
Это неверно! В шахматах взятие — это право, а не обязанность. Вы всегда можете
выбрать другой ход, даже если есть возможность взятия. Исключение: если король под шахом и
единственный способ защиты — взять атакующую фигуру.
Легальные и нелегальные ходы
Легальный ход — это ход, который:
Соответствует правилам движения данной фигуры
Не ставит и не оставляет своего короля под шахом
Выполняется в соответствии с общими правилами игры
Нелегальный ход — это ход, который нарушает правила. Если нелегальный ход
был сделан и замечен:
Позиция восстанавливается до момента перед нелегальным ходом
Игрок должен сделать легальный ход той же фигурой, если это возможно (правило "тронул — ходи")
Если легального хода этой фигурой нет, можно сделать любой легальный ход
В некоторых соревнованиях за нелегальный ход может быть наложен штраф по времени или даже поражение
Завершение хода
Ход считается завершенным, когда:
Игрок переместил фигуру на новое поле
При взятии — удалил с доски фигуру противника
При необходимости (превращение пешки) — заменил пешку на выбранную фигуру
Отпустил фигуру и убрал руку от доски
В игре с часами — нажал на часы, передавая ход сопернику
После завершения хода отменить его нельзя. Право хода переходит к сопернику.
Невозможность сделать легальный ход
Если у игрока нет ни одного легального хода, возможны две ситуации:
Король под шахом — это мат, партия проиграна
Король не под шахом — это пат, партия заканчивается вничью
5. Ходы фигур
Каждая шахматная фигура имеет свои уникальные правила передвижения. Понимание этих правил —
основа игры в шахматы.
♔
Король
Ходит на одну клетку в любом направлении: вперед, назад, влево, вправо
или по диагонали. Король — самая важная, но не самая сильная фигура. Он не может
ходить на поле, атакуемое фигурой противника, и не может подойти вплотную к королю
противника (минимальная дистанция — одно поле).
♕
Ферзь (Королева)
Самая сильная фигура на доске. Ходит на любое количество клеток по
вертикали, горизонтали или диагонали. Ферзь объединяет возможности ладьи и слона.
Не может перепрыгивать через фигуры. Из центра доски ферзь может контролировать до
27 полей одновременно.
♖
Ладья
Ходит по вертикалям и горизонталям на любое количество клеток. Не может
ходить по диагонали и не может перепрыгивать через другие фигуры. Ладья наиболее
эффективна на открытых линиях (вертикалях и горизонталях без пешек). Две ладьи на
7-й горизонтали часто создают решающую атаку.
♗
Слон
Ходит по диагоналям на любое количество клеток. Каждый игрок имеет
два слона: один всегда ходит по белым полям (белопольный), другой — по черным
(чернопольный). Слоны наиболее сильны в открытых позициях с длинными диагоналями.
Два слона вместе (слоновая пара) очень сильны в открытых позициях.
♘
Конь
Ходит буквой "Г": две клетки в одном направлении (по вертикали или
горизонтали) и одна клетка перпендикулярно. Конь — единственная фигура, которая может
перепрыгивать через другие фигуры. Из центра доски конь контролирует 8 полей, из угла —
только 2. Конь меняет цвет поля при каждом ходе.
♙
Пешка
Ходит только вперед на одну клетку. С начальной позиции может сделать
ход на две клетки. Бьет по диагонали вперед на одну клетку. Пешка не
может ходить назад. При достижении последней горизонтали пешка превращается в любую
фигуру (обычно в ферзя). Пешки — единственные фигуры, которые бьют не так, как ходят.
Подробные правила движения пешек
Пешки имеют самые сложные правила движения:
Обычный ход: одна клетка вперед на свободное поле
Первый ход: с начальной позиции (2-я горизонталь для белых, 7-я для черных) пешка может пойти на одну или две клетки вперед
Взятие: пешка бьет по диагонали вперед на одну клетку
Пешка не может ходить назад ни при каких обстоятельствах
Если перед пешкой стоит фигура, пешка не может ходить, пока эта фигура не уйдет
💡 Ценность пешечной структуры
Пешки — "душа шахмат" (по выражению французского шахматиста Филидора). Хорошая пешечная
структура обеспечивает прочную позицию, плохая — создает слабости. Пешки не могут ходить
назад, поэтому каждый пешечный ход должен быть тщательно продуман.
14. Игра в шахматы онлайн на ChessMint
Преимущества игры в шахматы онлайн
Современные онлайн-платформы для игры в шахматы предоставляют уникальные
возможности для обучения, практики и совершенствования навыков, недоступные в традиционных
шахматах за доской.
Основные преимущества онлайн-шахмат:
Играйте в любое время — тысячи игроков онлайн 24/7, всегда найдется соперник вашего уровня
Разнообразие временных контролей — от bullet (1 минута) до классических партий (несколько часов)
Рейтинговая система — точный подбор противников вашего уровня
Автоматический контроль правил — система не позволит сделать нелегальный ход
Анализ партий — компьютерный анализ поможет найти ошибки и улучшить игру
Обучающие материалы — видеоуроки, интерактивные курсы, статьи от мастеров
Шахматные задачи — тысячи тактических головоломок для развития расчета
Турниры онлайн — участвуйте в соревнованиях не выходя из дома
Возможности платформы ChessMint
🎮 Игра против компьютера
На ChessMint вы можете играть против искусственного интеллекта с настраиваемым
уровнем сложности — от абсолютного новичка до гроссмейстерского уровня. Это идеальный способ
практиковаться без давления, изучать новые дебюты и отрабатывать тактические приемы.
10 уровней сложности — от новичка до супергроссмейстера
Настраиваемый стиль игры AI (агрессивный, позиционный, тактический)
Возможность взять ход назад и попробовать другие варианты
Подсказки и анализ во время игры
Статистика игр против компьютера
👥 Игра с живыми соперниками
Играйте с реальными игроками со всего мира. Рейтинговая система ELO обеспечивает
подбор противников вашего уровня. Выбирайте временной контроль, создавайте собственные вызовы
или принимайте вызовы других игроков.
🧩 Шахматные задачи и головоломки
Решайте тысячи тактических задач — от простых матов в один ход до сложных
комбинаций. Система адаптивно подбирает задачи вашего уровня. Решение задач — лучший способ
развить тактическое зрение и научиться находить комбинации в реальных партиях.
Более 50,000 шахматных задач всех уровней сложности
Рейтинг решения задач отдельно от игрового рейтинга
📚 Обучающие курсы
Проходите профессиональные шахматные курсы от международных мастеров и
гроссмейстеров. Структурированное обучение от основ до продвинутых концепций.
🎓 Курсы на ChessMint включают:
Шахматы для начинающих — от нуля до уверенной игры
Дебютный репертуар — изучение популярных дебютов
Тактика и комбинации — развитие расчета вариантов
Стратегия и планирование — позиционное понимание
Эндшпиль — техника реализации преимущества
Психология шахмат — как побеждать в сложных ситуациях
📊 Анализ партий
Каждую сыгранную партию можно проанализировать с помощью шахматного движка.
Система покажет ошибки, пропущенные возможности и альтернативные варианты. Это мощнейший
инструмент для улучшения игры.
🏆 Турниры и соревнования
Участвуйте в онлайн-турнирах различных форматов: арена, швейцарская система,
круговые турниры. Турниры проводятся ежедневно с различным контролем времени. Победители
получают призы и повышают свой рейтинг.
Как начать играть на ChessMint
Создайте бесплатный аккаунт — регистрация занимает 30 секунд
Пройдите вводный урок — система определит ваш уровень
Выберите режим игры — против компьютера, с живым соперником, или решение задач
Начните играть! — первые игры покажут ваш начальный рейтинг
Анализируйте партии — после каждой игры смотрите, где можно улучшиться
Решайте задачи — ежедневно решайте 10-20 тактических задач
Проходите курсы — систематическое обучение даст быстрый прогресс
Правила поведения в онлайн-шахматах
Онлайн-платформы имеют свои правила честной игры:
Запрещено использование компьютерных программ для анализа во время игры (читерство)
Запрещены оскорбления и неуважительное поведение в чате
Запрещено намеренное затягивание времени в проигрышной позиции
Рекомендуется писать "Good game" (GG) после партии
Можно предложить ничью в равной позиции
Можно сдаться в безнадежной позиции (это нормальная практика)
⚠️ Защита от читерства
ChessMint использует продвинутые системы обнаружения читерства. Аккаунты, использующие
компьютерную помощь, блокируются навсегда. Мы обеспечиваем честную игру для всех игроков.
Мобильное приложение ChessMint
Играйте на ходу с мобильным приложением ChessMint для iOS и Android. Все
функции веб-версии доступны в приложении: игра, задачи, курсы, анализ партий, турниры.
Присоединяйтесь к сообществу
ChessMint — это не просто платформа, это сообщество шахматистов. Форумы,
блоги, стримы от мастеров, шахматные новости, обсуждения партий — все это доступно для
участников платформы.
Часто задаваемые вопросы о правилах шахмат
❓ Можно ли в шахматах перепрыгивать через фигуры?
Да, но только конь может перепрыгивать через другие фигуры. Все остальные фигуры
(король, ферзь, ладья, слон, пешка) не могут перепрыгивать — их путь должен быть свободен.
❓ Обязательно ли брать фигуру противника?
Нет! В шахматах взятие — это право, а не обязанность. Вы можете не брать фигуру, даже
если есть такая возможность. Исключение: если ваш король под шахом и единственный способ
защититься — взять атакующую фигуру.
❓ Можно ли превратить пешку в короля?
Нет, пешку можно превратить только в ферзя, ладью, слона или коня. Превращение в короля
запрещено правилами, так как в шахматах у каждой стороны всегда должен быть ровно один король.
❓ Что такое рокировка и когда её можно делать?
Рокировка — специальный ход, при котором король и ладья перемещаются одновременно.
Условия: король и ладья не должны были ходить; между ними нет фигур; король не под шахом;
король не проходит через битое поле. Рокировку можно сделать один раз за партию.
❓ Сколько ферзей может быть у одного игрока?
Теоретически до 9! Один стартовый ферзь плюс 8 пешек, которые могут превратиться в ферзей.
На практике иметь более двух ферзей — редкость, но правила это разрешают.
❓ Можно ли взять короля в шахматах?
Нет! Король не может быть взят. Цель игры — поставить мат, то есть создать ситуацию,
где король под шахом и не может уйти от шаха. Партия заканчивается до того, как король
будет взят.
❓ Как долго может длиться шахматная партия?
Это зависит от временного контроля. Bullet-партии длятся 1-3 минуты, blitz — 3-10 минут,
rapid — 10-60 минут, классические партии могут длиться 4-6 часов. Самая длинная партия в
истории продолжалась более 20 часов (269 ходов)!
❓ С какого возраста можно учить ребенка шахматам?
Детей можно начинать обучать шахматам с 4-5 лет. В этом возрасте они уже способны понять
базовые правила. Профессиональное обучение обычно начинается с 6-7 лет. Многие выдающиеся
гроссмейстеры начали играть в 4-6 лет.